История развития рукопашного боя

 

  1. Развитие рукопашного боя до Нашей эры
  2. Развитие рукопашного боя в начале Нашей эры
  3. Рукопашный бой средних веков в странах Дальневосточного региона
  4. Рукопашный бой на Руси в IV-XIV вв
  5. Краткая история рукопашного боя в России
  6. Современный рукопашный бой
  7. Заключение
  8. Список литературы

 

 

 

 

1. РАЗВИТИЕ РУКОПАШНОГО БОЯ ДО НАШЕЙ ЭРЫ

 

Становление  рукопашного боя неразрывно связано с развитием общества. Ведь вся история  цивилизации изобилует военными конфликтами. Наиболее ранние упоминания о рукопашном бое встречаются в эпосе стран Ближнего Востока, Индии и Китая. А первые памятники изобразительного искусства со сценами поединков датируются рубежами IV-III тысячелетий до нашей эры. Например, изображение двух борющихся мужчин на известняковой плите для жертвоприношений найденное в Месопотамии. Или плита, на которой     показан поединок с использованием копий. Известен рельеф со сценой кулачного боя, относящийся ко второй половине III тысячелетия. Наиболее ранним памятником, культуры Египта связанным с борьбой, является изображение серии движений, обнаруженное в гробнице Фиоххотена (середина III тысячелетия до н.э.) в Саккаре. Это свидетельствует о владении Фараоном техникой борьбы.

История египетской культуры делится на 4 основные эпохи расцвета государства, отмеченные правлением 31 царских династий: Древнее царство (ХХVII-ХХIII в.в. до н.э.), Среднее царство (ХХI-ХVIII в.в. до н.э.), Новое царство (ХVI-ХI в.в. до н.э. поздний периоды. Каждая эпоха являлась определенным этапом в развитии древней   культуры и имела свои характерные особенности.

В эпоху Древнего царства среди детей были популярны игры, напоминающие военные действия и захваты пленников. На изображениях периода Среднего царства, игры детей сменились играми молодежи. У юношей на первый   план выходит борьба. Изображение серий приемов свидетельствует, что борьбе предшествовала специальная подготовка, а многие поединки проводились с участием судьи.

В эпоху Среднего царства численность войск увеличивается, что связано с походами в Переднюю Азию. Имеются данные, что борьба стала применяться и для тренировки войск.

В период Нового царства появляются воины профессионалы. Кроме того, существует гипотеза, что в составе войск имелись специальные отряды бойцов. Об этом свидетельствует рисунок (примерно 1410 г до н.э.), изображающий группу нубийских воинов со штандартом, где нарисовано два борца .

Анализ исторического материала показывает, что в Древнем Египте существовали отдельные виды атлетических состязаний. Самыми распространенными из них были борьба, кулачный бой, единоборство на палках, бег, а также лодочные состязания, целью которых было перевернуть лодку с неприятельским экипажем при помощи специальных длинных палок .

Кулачный бой, борьба, акробатические упражнения были чрезвычайно популярны в другом районе Средиземноморья - на острове Крит, где в III тысячелении до н.э. Зарождалась минойская культуры. Единоборства были непременным атрибутом всех празднеств  Причем, как показывают фрески, снаряжение бойцов кулачного боя было подобно воинскому. Металлический шлем защищал  голову и лицо. Специальные кожаные полоски и кожаная обувь предохраняли руки и ноги от травм. Вершиной атлетических представлений на Крите, бесспорно, являлось культовое единоборство с быком, которое велось в форме акробатической игры - прыжков через разъяренное животное или на него с последующим   спрыгиванием. Эти игры под час заканчивались трагически.

Таким образом можно констатировать что в этот временный период (до 1 тысячелетия н.э. единоборства играли важную роль в становлении систем физического воспитания Египта и сопредельных стран. Однако утверждения,

что единоборства существовали как сложившиеся системы воинского обучения и воспитания, неверны. Это  произошло только после VIII Века до н.э. Причем интересно , что практически одновременно в Европе (в Греции) и в Азии (в Индии, Китае).

Однако системы РБ формировались и развивались обособленно и имели существенные отличительные черты, которые объясняются различными климатогеографическими этническими культурологическими и религиозными фактами.

Население древней Индии располагало ценными традициями в области ритуальной оздоровительной гимнастики, танца и  самообороны без оружия, причем в древнеиндийских описаниях впервые встречаются упоминания и о таких  формах поединка и единоборства, стиль которых характеризуется нанесением удара рукой и ногой по  чувствительным к боли частям тела противника, а также проведением удушающих приемов.  С завоеванием Индии кочевыми племенами индоарийцев (1200-600 до н.э.) происходит кастовое разграничение. Арии выделяют себя в арийскую касту и монополизируют, физическую культуру. Людям неарийского происхождения запрещено было заниматься упражнениями с оружием, йогой и верховой ездой. В древнеиндийских верах и эпосах, таких как Махабхарата и Рамаяна, описывает очень высокий уровень подготовки арийских каст. Они были способны успешно сражаться с превосходящими по численности противником на равнинах - на боевых колесницах и верхом, на участках местности, залитых водой на слонах и лодках, на лесистой и поросшей кустарником местности применяя лук, на гористо-холмистой местности - с мечом и щитом. 0ни также признавали за поединками с оружием и даже голыми руками роль фактора, решающего судьбу сражения Невзирая на запреты арийцев, в индийском народе продолжали жить, сохраняться и совершенствоваться упражнения c самообороной без оружия. Однако они не нашли массового  распространения и имели место в форме тайных обрядов, скрытых от посторонних глаз, к которым  допускались лишь посвященные. Способы обучения в таких условиях были чрезвычайно суровые. Для всесторонней подготовки использовались, прежде всего, упражнения, способствующие выработке психологической устойчивости, уверенности в собственных силах. С этой целью обучение упражнениям, связанным с самообороной, осуществлялось под потоком воды, обрушивающейся с водопада, на краю отвесной скалы или ущелья, возле горящего пламени, упражнения чередовались с прыжками через пламя. Кроме этого практиковалось нахождение под проливным дождем длительное время, сон на голой земле, принятие боевых поз или стоек и нахождение в боевых позах по несколько часов, выстраивание в течение длительного времени на кончиках пальцев или удержание собственного веса, зацепившись за каменный  уступ или ветку дерева. Также использовались упражнения, связанные с трансцендентальным (выходящим за пределы сознания) аутогенным погружением. Впоследствии такая система физических упражнений не получила широкого распространения в самой Индии однако бродячими монахами-миссионерами была занесена в Китай Тибет, Японию и другие пограничные с ними страны. В Японии они появились в средние века в виде Буддийских сект Ямабуси и тайных кланов Ниндзя.

Наряду с Индией в период относящийся к III тысячелетию до н. э в долине рек Хуанхэ и Янцзы в Китае появляется первые ростки систематизированных физических упражнений. Наряду с древними праздниками и связанными с ними обычаями и обрядами в китайских храмах часто ссылаются на написанную предположительно в 2698 г. до н.э. книгу под названием "Кунфу", в которой впервые были систематизированы квалифицированные описания распространенных среди народа различных упражнений лечебной гимнастики, болеутоляющего массажа, ритуальных танцев, исцеляющих  от бесплодия, а также "боевых танцев". Тем не менее, точных свидетельств, подтверждающих эту информацию, пока не существует, однако модно предположить, что речь идет о "Книге Перемен" ("И-цзин") - священном писании которое на протяжении более 3 тысяч лет являлось базой для развития лаосской философии, исторической науки, астрономии, медицины и боевых искусств востока. Книга Перемен состоит из закодированных математических и образных символов, в которых содержатся достижения древней восточной мысли о мире и человеке. Для боевых искусств ее значение не утратило актуальность и в наше время.

Достоверным фактом, освещающим боевые танцы, турниры борцов и кулачные поединки является китайский эпос в виде народных песен Юэ-фу, записанных в хроники примерно в начале II века до н.э. В них описывается жизнь героев-полубогов, которые изгоняли враждебные племена, не проливая крови, а только лишь побеждая вождей противников, состязаясь с ними на борцовских турнирах, в боевых танцах и кулачных поединках. Одним из важнейших факторов, обеспечившим широкое и свободное развитие дальневосточных единоборств и в первую очередь в Китае было то, что начиная с VI века до н.э. боевые искусства  опирались в своем развитии на естественно-философские воззрения, в частности даосизма, конфуцианства, а позднее (примерно с 1 века н. э) - буддизма. Большое влияние на развитие боевых искусств оказали Лао-Дзы (VI1-V в.в. до н.э.), Кун-Цзы ( Конфуций, в.в. до н.э. ), Ле-Цзы (VI-V в.в. до н.э.), Сунь-Дзы (VI-V в.в. до н.э.), а позднее, в VI в. н.э. легендарный буддийский патриарх  Бодхидхарма. Причем важно иметь в виду, что, к примеру, конфуцианство являлось официально признанной государственной этико-политической доктриной.

Серьезной систематизации лечебно-терапевтические движения и военная подготовка, в которую, кроме владения оружием, входило и обучение рукопашным схваткам без оружия подверглись уже в  период правления первой династии китайских императоров - Шан (Инь - ХIV-ХI в.в. до .н.э.).Исторические источники свидетельствуют, что основу военной подготовки составляли следующие элементы: состязания на колесницах, стрельба из лука, охота, метание копья и рукопашный бой без оружия. При проведении кулачных боев, особенно высоко ценилось умение не только наносить точные и   сильные удары, но и не менее ловкое увертывание от них, чтобы вызвать у противника внутреннее смятение, т.е. убедить его в неспособности противостоять и вести поединок.

Таким образом, примерно с VI в до н. э. дальневосточные единоборства стали складываться как комплексные системы, имеющие не только воинскую направленность, но также философско-религиозную, этико-культурную и даже медицинскую.

В периоде VIII-IV в.в. до н. э. достигают высокого развития единоборства в Древней Греции, и в первую очередь, в Спарте. Постоянные войны и оценка воинской доблести как высшего достоинства человека привели в Спарте к созданию управляемой государством системы физического воспитания молодежи (юношей и девушек). Физическое воспитание юношей основывалось на таких упражнениях как борьба, бег, метание копья и диска, и дополнялось различными военными, охотничьими играми, а также танцами, наиболее популярным среди которых был военный танец в полном боевом снаряжении. Учебные площадки назывались палестрами (от слова "пале" - борьба). В дальнейшем формируется такое понятие как палестрика, включающее в себе многие элементы физического воспитания. Из числа упражнений, относящихся к палестре, наибольшее значение имели рукопашные схватки, кулачный бой, борьба вольным стилем, борьба и метание камней.

Чуть позже, кулачный бой, борьба вольным стилем и просто рукопашные схватки трансформировались в панкратион - "страшную" борьбу, как ее называли древние греки. Он объединил в себе кулачный бой и борьбу. Как комплексная система, имеющая большое военно-прикладное значение, панкратион получил широкое распространение в Греции и был включен в программу олимпийских, Пифийских и Истмийских игр. Боевые действия между воюющими  сторонами, которые имели на вооружении легко тупящееся и зазубривающееся оружие, не могли обойтись без борьбы и панкратиона, тем более что воюющие стороны стремились не к уничтожению живой силы противника, а в большей степени к ее пленению. Следует отметить, что в Древней Спарте рукопашный бой был настолько неотъемлем от физического воспитания, что именовался не иначе как "спартанской гимнастикой". Рукопашный бой в виде борьбы, кулачных поединков и панкратионе преподавался в так называемых гимназиях (учебных заведениях древнегреческих городах). Степень физической подготовленности юношей проверялась во время празднеств. Молодые спартанцы проверяли силу и ловкость во время криптий - ночных походов, в которых они ловили и убивали беглых илотов  На празднике в честь богини Артемиды юноши должны были выдержать серьезное испытание воли и мужества - они подвергались бичеванию.

О популярности борьбы, кулачных боев, панкратиона в Древней Греции можно судить даже по тому, что выдающийся философ и мыслитель Платон (настоящее имя Аристокл, 427-347 г.г. до н.э.) был победителем в соревнованиях по борьбе на Истмийских играх, а Пифагор победителем Олимпийских игр в кулачном бою.

Ксенофон (570-480 г.г. до н.э.) в элегии, посвященной олимпийским играм, пишет: "тот, кто в беге проворном или в бою пятиборцев смог добиться победы - где зевсова роща, на равнине Олимпа, у Тифа,- в поединке борцов, или в схватках кулачных, иль в побоище страшном, что недаром зовется панкратион, тот пред городом все еще более славном предстанет..." .

Следует сказать также, что обучение рукопашному бою в Греции велось комплексно, и было направлено на развитие большой физической силы, ловкости, быстроты, выносливости. Так помимо регулярного обучения обращению с оружием, кулачному бою, борьбе, широко практиковались бег, прыжки, скалолазание.

С завоеванием Греции Македонией (337 г. до н.э.) дальнейшее развитие рукопашного боя было связано с Александром Великим (Македонским). Однако сами виды борьбы, существенных изменений не претерпели, хотя следует признать, что вследствие завоевания Александром Македонским значительной части Древнего Востока они распространились далеко за пределы Эллады.

Со 11 века до н.э. Греция попадает под зависимость Рима. Но римские завоеватели не внесли никаких изменений в существовавшие виды борьбы, кулачного боя, панкратиона. В целом у римлян тренировка тела имела прикладную направленность и была связана с военной подготовкой. В кулачных поединках бойцы, использовавшие ранее только мягкий ремень, которым обматывали кисти рук, стали употреблять железные накладки и медные обручи. Рукопашные схватки стали проходить более ожесточенно с большим количеством травм, увечий и повреждений. Однако чувство боязни получить травму или смертельный удар предъявляли более серьезные требования к технической подготовленности бойцов.

Ценилась не только грубая победа, но и знание техники, техники боя. "Златоустый ритор" 1 века н.э. Дио Христосомос, а также известный софист Темистиос Ефрадес, с огромным восхищением отзывались о стиле кулачного бойца Мелонкомоса, добивавшегося побед над своими соперниками не нанося им никаких повреждений. "Был среди наших предков кулачный боец - Меланкомос, который прославился благодаря прекрасному и великолепному искусству движения. Согласно преданиям, император Тит также очень любил Меланкомоса так, как тот никогда никого не ранил и даже не бил, а лишь с помощью позиции и вытянутых вперед рук побеждал своих соперников, уходивших с поля боя, радуясь снисходительности, даже если терпелив схватке поражение".

Рукопашному бою большое место отводилось владению холодным оружием. Приблизительно до 100 г. до н.э. служба в армии принадлежала к числу основных прав и обязанностей римского гражданина, а после падения республики произошла замена гражданского войска наемным. Римляне создают военные лагеря и переносят туда обучение воинов. Их подготовка основывалась на систематической тренировке, включавшей и физические упражнения, главным В период Римской республики (У1-1 в.в. до н.э.) в обучении образом борьбу и учебные поединки на деревянных палках. Кроме того, проводились тренировки в беге, прыжках, в плавании и преодолении препятствий. Немаловажная деталь - вначале обучение воинов велось в обнаженном виде, и лишь после при полной боевой выкладке. Это способствовало развитию выносливости, закалке тела и снижению чувствительности к ударам. Начиная с Ш века до н.э. в Риме устраиваются поединки гладиаторов, охватившие всю республику. Умение фехтовать, владеть копьем и трезубцем, вести поединки имея щит и короткий меч или кинжал, равно как использования других видов холодного оружия, достигалось жесткими, а порой и беспощадными методами подготовки. Это способствовало развитию техники и тактики рукопашного боя.

Кроме того, гладиаторы достигали высокого уровня подготовленности. Об этом можно судить хотя бы по тому, что всего 70 восставших гладиаторов под руководством Спартака разгромили во много крат превосходящий их римский отряд. Впоследствии армия под предводительством Спартака, использовавшая при подготовке воинов методы тренировок гладиаторов, на протяжении многих лет наносила ощутимые удары по военной силе величайшего государства древнего мира.

 

2. РУКОПАШНЫЙ БОЙ В НАЧАЛЕ НАШЕЙ ЭРЫ

 

Примерно к середине 1 тысячелетия нашей эры в Индии зарождается тайное учение тантризма. Оно было запечатлено в текстах (тантрах), впоследствии попавших в Тибет и Китай. Наряду с философско-религиозными и космогоническими построениями, учение развивало различные тайные действия, в том числе и рукопашный бой кланового характера. Дошедшие до нас из буддийской иконографии этого теоретического учения мудры (жесты) представляют многие известные блоки (защиты) используемые в дальневосточных единоборствах.

Но более важное значение их заключалось в том, что они служили элементами медитации, т.е. средством психологической настройки в экстремальных условиях. Сохранились названия мудр: мудра сосредоточения, мудра силы, крепости и ярости, мудра невидимости и неуязвимости, мудра бесстрашия. Тантрический буддизм, развивший "учения о трех таинствах" (мысли, слова и дела), наложил заметный отпечаток на воинские искусства в Китае и Японии, породив уникальную прикладную разновидность йоги.

Поколения монахов-воинов приобщались к этому эзотерическому учению, чтобы обрести "алмазную крепость духа". В силу эзотеричности и кланового характера, к сожалению мало, что известно о тантрийском направлении в рукопашном бое. Сохранились лишь некоторые названия систем и школ. Это школы "Белого журавля", "Шоу-Дао", "Белого лотоса", "Длинной руки", "Железной рубашки", "Ядовитой руки".

В начале XI века н. э. в Китае уже широко распространилось учение, так называемой "даосской йоги", которая  выдвинула множество теорий о взаимодействии тела и духа. До сих пор в "даосской йоге", давшей базу для многих стилей и направлений в рукопашном бое, сохраняется причудливое смешение мистики с глубоко продуманными и обоснованными изысканиями в физиологии, психологии, аутогенной тренировке и  рефлексотерапии. Однако следует сказать, что именно эта разновидность йоги внесла огромный вклад в  развитие теоретической и практической базы воинских искусств.

Развивая воинские искусства даосские мастера, разработали тычковые способы воздействия на различные участки человеческого тела, как голыми руками, так и с помощью оружия. Тычковые удары использовались не  только в кулачном бою, но и в фехтовании на копьях (удары наносились не только острием, но и тупым концом), палках (шестах), мечах (удар рукоятью или ножнами). Поражение уязвимых точек составляло и основу техники тычковых ударов при использовании подручного оружия - нунтяку (коротких дубинок на перевязи и тонфа -короткой палки с поперечной рукоятью).

Эффект действий на точки был связан с биологически активными центрами человеческого организма, воздействие на которые в зависимости от силы тычка и биологической активности центра на данный момент времени могло привести к серьезным травмам и заболеванию, либо смерти. Этими же надавливаниями на точки с противоположной целью даосы пользовались и в оздоровительной системе акупрессуры. В даосской йоге борьбы большое внимание уделялось психологической подготовке.

Главная привязанность человека, говорили даосы - это привязанность к жизни, поэтому боязнь умереть держит его в постоянном чувстве страха. В связи с этим даосами большое внимание в подготовке к рукопашному бою уделялось достижению бесстрашия и презрения к смерти. По этому поводу в трактате Лао - цзы "Дао дэ-цзин" говорится: "Я слышал, что, кто умеет овладевать жизнью, идя по земле, не боится носорога и тигра, вступая в битву, не боится вооруженных солдат. Носорогу некуда вонзить в него свой рог, тигру негде наложить свои когти, а солдатам некуда поразить его мечем. В чем причина? Это происходит оттого, что для него не существует смерти".

В период 190-265 г.г. в Китае медиком Хуа То создаЈтся гимнастика как оздоровительного, так и боевого, с точки зрения воинских искусств, направления под названием "Игры пяти зверей". Гимнастика состояла из подражания некоторым движениям медведя, тигра, оленя, обезьяны и журавля. Движения, которые разработал  Хуа То, заключались в прыжках, раскачивании, наклонах, вращении, а также в сознательной регуляции напряжения мышц и дыхания.

Однако квинтэссенцией "даосской Йоги", получившей самое широкое распространение в области воинских искусств, стало "учение о деятельности ци" (ци гун). Как универсальный метод психофизического тренинга ци-гун во всех своих проявлениях преследовал одну цель - постоянно аккумулировать в организме биоэнергию ци, контролировать и направлять ее движение для активизации всех физиологических и психических процессов.

Немного позднее в VI веке в Китае, а затем и Японии начинает распространяться секта Чань (япон. - Дзен), которая, призывая к укреплению тела и духа, развивала систему психофизического тренинга восточных боевых искусств. Искусство концентрации, мобилизации воли и жизненной энергии, разработанное вначале теоретиками "даосской йоги борьбы", а затем и патриархами Чань, стало незаменимым подспорьем для воинов и монахов, изучающих искусство самообороны.

 

3. РУКОПАШНЫЙ БОЙ СРЕДНИХ ВЕКОВ В СТРАНАХ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА

 

Секта Чань (яп.Дзен), послужила новым толчком в развитии искусства самообороны. Основателем нового течении в Буддизме - Чань ,буддизма, являлся индийский монах-миссионер Бодхидхарма (VI век). Свою деятельность в монастыре Шаолинь легендарный патриарх Чань-буддизма начал с обучения монахов искусству боевого единоборства, совмещая занятия по рукопашному бою со специальной психотехникой Чань.

Одним из основных методов буддийской практики психической саморегуляции была, так называемая, медитация (санскр.дхьяна, кит. чань-на, чань), поэтому и в чань-буддизме она стала одним из главных методов психической тренировки и саморегуляции. Следует отметить, что используя практику психической регуляции в процессе занятий единоборствами, монахи и воины опирались на традиции, сформировавшиеся еще в период раннего буддизма, предписывающие в процессе обучении не только подчинять, воспитывать и развивать волю человека или другие психические функции, но и управлять. Также как и даосы, занимающиеся по методу Чань считали, что самая сильная привязанность, которая пробуждает у людей наиболее острые эмоции является их привязанность к жизни. Именно по этой причине ими развивались такие формы военно-прикладного искусства , посредством которых тестировалось психическое состояние человека. Занятии боевыми единоборствами являлись прекрасным средством психической тренировки. Сам факт, что в поединке бойцу грозит реальная смерть, способствовал закалке воинов "изнутри". Так как возникающее чувство страха в таких условиях могло полностью парализовать все действия воина, то ситуация боевого единоборства, в которых не исключался смертельный исход расценивались как особенно благоприятные для тренировки невозмутимости и отстраненности. В таких ситуациях возбуждались многочисленные эмоции, к которым необходимо было практиковать бесстрастность или, использовать для повышения психофизиологической активности применительно к условиям боя. Так, например,внешне нужно было уметь демонстрировать ярость, ожесточенность, неистовость и т.д., а внутренне сохранять полное спокойствие. Таким образом уже в начале средних веков в Китае одно из главенствующих мест в подготовке воинов к единоборствам заняла психологическая подготовка К этому периоду в Китае появляется большое количество различных школ и направлений боевых единоборств,продолжается процесс их дальнейшего развития и совершенствования.

Приблизительно на рубеже, начиная от ХV до ХVII столетий, они окончательно складываются в систему ушу. Тогда же выделяются наиболее известные направления. По географическому положению они делятся на северную и южную школы. Стилевые особенности заключались в том, что на севере больше внимания уделялось технике ног (в поединке преобладали удары ногами, в том числе в прыжках;) на юге же преимущество отдавалось ударам руками.Кроме этого, и в той и в другой части страны практиковались владение холодным оружием и подручными средствами. Это были копья, мечи, ножи, палки, обыкновенные посохи, могли также употребляться мотыги, цепи, костыли и т.д. В умелых руках любой предмет превращался в мощное средство защиты. Рукопашный бой в Китае в период средних веков сформировался, как целостная система физического ипсихического совершенствования. Причем рукопашный бой рассматривался, как великолепная система психологической подготовки воина. Аналогичным образом, развивались единоборства в Японии, Корее, Вьетнаме и других со предельных странах этого региона. В Японии -это - каратэ, дзю-дзютцу, айкидо, дзю-до. Кроме этого в Японии существовали клановые секты ниндзя и ямабуси, а также самурайская система подготовки. В Корее было распространено хапкидо и тхэкван-до, а во Вьетнаме - вьет-во-дао. В этих странах существовали своеобразные интерпретации китайского ушу, отражающие национальные особенности.

Секреты воинских искусств в Японии уходят корнями в раннее средневековье и имеют прямые аналоги в воинских искусствах Китая, Кореи, Вьетнама, Бирмы. В них входило обучение фехтованию, владению копьем, стрельбе из лука, вольтижировка, владение кистенем, рогатиной, железной палицей, палкой, шестом, багром и подручными видами оружия, а также включалась самооборона без оружия. Однако характерной особенностью рукопашного боя Японии, как и в Китае, являлся психофизический тренинг. Немаловажную роль сыграл Дзэн-Буддизм, включавший в свою практику дыхательные и медитативныеупражнения. Целью психофизического тренинга в системе подготовки самураев, ниндзя и ямабуси являлось обретение психической способности адаптироваться к любой экстремальной ситуации.

Следует отметить, что в конце средних веков, около XVII столетия на американском континенте возникает интересный вид боевого единоборства - капоэйра. История развития капоэйра связана с колониальным периодом в Бразилии. Чернокожие рабы, доставлявшиеся с восточного побережья Африки, привезли в Бразилию свои ритмы и культовые танцы.Маскируясь под исполнение африканских воинственных танцев невольники разрабатывали приемы защиты и нападения безоружного против, вооруженного противника. В технике капоэйра особое внимание уделялось ловкости и координации движений, практиковались удары в прыжках, переворотах, кульбитах и даже сальто. Кроме этого использовались передвижение в стойке на руках и в нанесении ударов ногами из таких положений. В настоящее время капоэйра входит в программу физической подготовки в армии Бразилии.

 

4. РУКОПАШНЫЙ БОЙ НА РУСИ  VI-XIV века

 

В период средних веков на Руси элементы единоборств и некоторые способы ведения рукопашной схватки имели ярко выраженные особенности. В первую очередь это касается кулачных поединков получивших повсеместное распространение.

Доблесть и мужество славянских воинов знали многие народы. Известно, что в 548 году шеститысячный отряд славян, во главе которого был "длиннобородый" Ильдигес (Илья) успешно воевал на стороне готов против римлян. Сведения об этом есть в западноевропейских сагах, героем которых был Илья Русский. Позднее византийский император Юстиниан принял его на службу, назначив начальником одного из отрядов дворцовой стражи. К себе на службу славянских воинов стремились взять многие правители. Так в VI веке  император Маврикий Стратег писал: "Племена славян ... любят свободу и не склонны ни к рабству, ни к повиновению, храбры, в особенности в своей земле, выносливы... юноши их очень искусно владеют оружием" На Руси складывалась своеобразная и достаточно эффективная система рукопашного боя - это доказывают упоминающиеся в былинах и летописях многочисленные победы ее воинов: Мстислава Удалого над князем косогов Редедей, Никиты Кожемяки над печенежским богатырем. В летописи ХII века упоминается Демьян Куденевич, живший в Переславле Русском. Вместе с пятью товарищами и слугой он любил сразиться с многочисленными отрядами врагов, обращая их в бегство. В период монгольского нашествия Батыя бессмертную славу завоевал рязанский воевода Евпатий Львович Коловрат. Его отряд почти полностью погиб в неравном бою, но врагов было уничтожено в десять раз больше. Монгольский хан настолько был поражен их мужеством и ратной доблестью, что приказал похоронить погибших, а пятерых оставшихся в живых отпустил на свободу.  Высокий уровень подготовки русских воинов обеспечивался тем, что еще в молодости молодежь получала необходимую подготовку в единоборствах во время боевых игр и игрищ. Бои кулачные и палочные составляли для русской молодежи потеху, увеселение. Бои проходили, обыкновенно, в праздничные дни, при жилых местах, а зимой чаще всего на льду; собирались "охотники",составляли два враждебных лагеря и по данному сигналу бросались один на другого с криком для возбуждения, нередко тут же били в накры и бубны, правила ведения таких боев поражают благородством. Запрещались удары в пах, в спину, удары по лежащему("лежачего не бьют"). Тот, кто нарушал эти правила, подвергался общественному презрению.

В дружинах подготовка носила комплексный, прикладной характер. Воинов обучали верховой езде, стрельбе из лука, владению копьем, мечом, секирой и другими видами оружия. Одной из форм обучения были поминальные игрища, которые устраивались на курганах при погребении товарищей (тризна). Ратники штурмовали холм, стремясь захватить его вершину. Русские воины, как правило, не использовали тяжелые защитные латы. Основными качествами, на которые рассчитывал русский воин в бою, являлись ловкость, гибкость и быстрота реакции. Рукопашный (на древнеславянском языке - опаш) означает размахивать руками.

Однако было бы неверным утверждение о том, что рукопашный бой на Руси представлял движения и удары только руками. Подтверждением тому служат старинные русские выражения, как, например, "Москва бьет с носка, имеется в виду подсечка или удар передней ногой, широко использовавшиеся в кулачных поединках в Москве.

Кулачные бои в средние века на Руси являлись одним из способов подготовки воинов к сражениям. Поединки часто велись с использованием защитных приспособлений, прикрывавших руку от кисти до локтя.В бою воины нередко бросали наземь оружие и наносили удары коваными наручниками и чревцами, защищавшими руку до локтя. В более древние времена наруч представлял собой просто плетение сыромятных кожаных ремней. Это было связано с тем, что удар в наруче был увесист, а техника выполнения осуществлялась (при хорошей подготовке) легко и стремительно. Не были оставлены без внимания и ноги. Для их защиты использовались кольчужные или кожаные поножи. К поножам ремнями могли крепиться всевозможные крюки или шипы. Следовательно, при умелом использовании таких приспособлений нога воина могла представлять грозную силу. Несмотря на то, что в различных районах боевое единоборство называлось по- разному (у владимирцев -кружало, у псковичей - скобарь и т.д.) и в каждой местности вырабатывались свои излюбленные приемы, в средние века на Руси уже существовали четыре ярко выраженных направления в кулачном бое - это рязанское, московское, новгородское, и вятское. Примером ратного искусства и силы духа на Руси, также был период правления Святослава - 968 г. На Руси слагались народные эпические песни о богатырях и добрых молодцах, в которых описываются их подвиги и приключения. В народе эти повествования носили название "старин" или "старинушек",свидетельствуя о своей древности и притязании на достоверность.

Российская история имеет немало примеров о славных победах русских воинов в битвах с врагами. Вспомним события, предшествовавшие Куликовской битве в 1380 году. Святой благоверный князь Дмитрий Донской приехал в Троицкий монастырь за благословением преподобного Сергия Радонежского. Великий старец не только благословил князя на битву за Святую Русь, не только пророчествовал победу, но сделал, казалось бы, невозможное для монаха. Кроткий подвижник послал на бой двух смиренных иноков, Пересвета и Ослябю, "за послушание" отправив их с великим князем на Куликово поле. Именно Пересвет, монах-воин, и был богатырем, сразившимся перед началом битвы с татарским великаном Темир-Мурзою в период  татаро-монгольского ига на Руси. В грандиозных рукопашных сражениях на Чудском озере (1242г.) и Куликовом поле (1380г.) наши предки разгромили захватчиков с севера и юга, что создало условия для объединения русских земель вокруг Москвы и создание централизованного государства.

Русь провела 2/3 времени своего существования в войнах. Что позволило накопить огромный опыт боевого  искусства. Богатырство на Руси доблесть, мужество и храбрость воинов, их жертвенность ради победы основывалась на укладе жизни и в воспитании россов. На Руси не боялись смерти и с рождения готовились к ней. Особенно хотелось бы подчеркнуть, что воины не просто не боялись смерти или презирали ее, а радовались ей - смерти во благо , умирая с радостью и улыбкой на лице. Не было искусственной, как на Востоке подготовки к смерти, которая на протяжении всей жизни держит человека в страхе. На Руси готовились к смерти, как к другой неземной жизни и погибнуть за отечество и за други своя считалось великой честью.

 

5. Краткая история рукопашного боя в России

 

Большинство исследователей русской истории единогласно сходятся в общем мнении о существовании на Руси национальной культуры боевых единоборств, имеющей свои отличительные особенности. Русь на заре становления и укрепления государственности обладала значительными успехами в области вооружения, обучения профессиональных воинов, мобилизации боеспособного ополчения, применения разведки, строительства крепостей. О военных достижениях древней Руси мы можем судить, оценивая способность государства постоянно выдерживать натиск беспокойных и весьма недружелюбных соседей, которыми являлись как жители ближайших степей (хазары, печенеги, половцы), так и гости из Азии: монголы и татары. Практически одновременно с татаро-монгольским нашествием вспыхивают первые для России конфликты с представляющим западную Европу шведским и немецким рыцарством, из которых русское воинство выходит с честью. В последующих столетиях в столкновениях с османскими турками, крымскими и сибирскими татарами, шведами, поляками и французами Россия неоднократно доказывает свой авторитет на полях сражений.

На чем же основывалось столь высокая боеспособность русских воинов в далекое от пасторальной идиллии время средних веков? Не здесь ли нам стоит искать примеры зарождения русской культуры единоборств и основания возникновения рукопашного боя? Материалами для современных исследователей, изучающих прошлое, служат старинные летописи и устный фольклор, былины, археологические находки предметов вооружения древних славян, элементы росписи храмов, каменные стелы, сохранившие лики суровых славянских богов. Накапливая и систематизируя разрозненную информацию, ученые строят ясную и непротиворечивую картину развития и формирования на Руси воинской культуры.

Основываясь на мифологии и религии древних славян можно заключить о том, что профессия воина носила сакральный и мистический характер. Воины выступают в летописях как внуки Сварога, дети Перуна, то есть несут в себе черты священной избранности. Воинские атрибуты - оружие и снаряжение, являются обязательной частью религиозных обрядов древних славян, а танец с оружием, изображающий боевые приемы, имеет культовый характер и передается как тайное знание из поколения в поколение, сохраняя преемственность воинских традиций. Необходимо ясно понимать, что бой с оружием имел огромный приоритет по отношению к невооруженному единоборству в течении очень длительного периода славянской культуры, и безоружный бой развивался на заре своего появления больше как угодная богу Роду обрядовая игра, проходящая без пролития родственной крови. В связи с распространенным у славян поклонением Солнцу, солнечная символика нашла свое отражение и в формировании боевых приемов, большинство из которых строилось на круговом вращении, раскручивании тяжелого оружия, размахе с широкой амплитудой, более соответствующему экономичному управлению оружия, имеющего значительную инерцию. В связи с общей для боевых движений "солнечной" вращательно-круговой динамикой, приобретают обрядовый, мистический характер сложные двигательные формы считающиеся сегодня элементами, относящимися к акробатике. Возможности существования института подготовки особых "магических" воинов, играющих в судьбе своих соплеменников роль символа божественного покровительства и воплощения священной силы рода, многие поклонники Русских боевых искусств придают существенное значение. Данная идея перекликается с фактами существования воинов-шаманов индейских племен, мистическими бойцами - фениями в кельтской истории. Уместно вспомнить в этом случае и описание магической воинской подготовки мифологического древнеирландского героя Кухулина, обученного женщиной-ведьмой. Тот владел исключительно "геройскими" приемами боя, которые были недоступны прочим воинам, но судя по характеристике, прочим "героям" они все же были знакомы. Это известные в среде реконструкторов "прыжок лосося", "стойка на острие копья", "прием геройского крика" и многие другие, также перечисленные в древнеирландском эпосе. Было бы логичным предположить, что существовал также и образец некого демонстративного поведения, с использованием узнаваемых приемов движения, изобличающий для простых воинов "сверхчеловеческие" и "магические" боевые умения отдельных представителей военной элиты. Отчасти подтверждает подобные предположения информация, приведенная Мишеневым в его монографии об истории фехтования: по свидетельствам римских хронистов, описывающих обычаи варваров, молодежь, соревнующаяся между собой в ловкости и боевой подготовке, во время обрядов демонстрирует прыжки и перевороты (через себя) на площадке со специально установленными для празднеств обнаженными копьями и мечами, поставленными острием вверх. Феноменальная прыгучесть и ловкость воинов проявляется в сложных и специфичных приемах того времени: бойцы могут перепрыгивать обоими ногами через острый меч, держа его в обоих руках, запрыгивают на умбон щита и используя его в качестве промежуточной опоры перескакивают через голову противника, поражая того во время прыжка ударом сзади. Даже и в более позднее время о прыгучести бойцов есть упоминания в скандинавских сагах: один из викингов в схватке избегает удара копьем благодаря своевременному прыжку и еще не приземлившись, ломает это копье ударом ноги. Стоит отметить еще и тот факт, что воины-славяне знакомы с умением вызывать у себя состояние особой психофизиологической активности, отождествляя себя с каким-либо животным (волком, медведем). В этом состоянии боец не чувствует боли, способен мгновенно уклониться от летящего в него оружия, находясь в боевом трансе, становится неуязвимым для врага. Многие могут вспомнить замечательную русскую сказку, главным героем которой является Вольга-богатырь. В ходе повествования богатырь подпрыгивает вверх и троекратно перевернувшись через себя, оборачивается серым волком. Появление такого момента в сказке не случайно, - а скорее всего связано с характерными воинскими традициями - изначально в русской культуре сказка является довольно точным изложением событий, также как и скандинавская сага, подробно повествуя о жизни реальных прототипов.

Искусство владения холодным оружием следует рассматривать как биомеханическую основу появления рукопашного боя. Излюбленным оружием русского воина был тяжелый прямой рубящий меч, топор, булава. Данное оружие предназначалось для противодействия весьма распространенному тяжелому защитному снаряжению, которое проминалось, либо пробивалось только инерционным оружием. Амплитудные движения оружием диктовали наличие умения искусно маневрировать в бою, уклоняться от ударов, подныривать под удар или перепрыгивать через него. Подобным искусством владели не все воины, а как правило, только старшая княжеская дружина, бойцы из которой одинаково уверено бились и в строю щитов и выходя в одиночку. С точки зрения тактики очень выгодным было построение воинов в строй, в цепь. Прикрытые щитами бойцы, нанося удары тяжелым одноручным мечом сверху теснили врага, пока противник не ломал строя и не обращался в бегство. Именно исходя из практики строевого боя на Руси получили распространение конические шлемы, удобные для отражения рубящего удара сверху, но непрактичные для защиты от горизонтального удара в голову.

Система тяжелого вооружения и защитного снаряжения, имевшая традиционные русские корни со временем претерпела значительные изменения. Будучи широко распространенным в средневековой Руси (меч упоминается в летописях в 2 раза чаще чем сабля) такой комплекс вооружения был предназначен для пешего боя. С увеличением роли конницы в военных конфликтах с представителями кочевых культур для конного боя начинает повсеместно применяться более маневренное оружие, поражающее противника за счет секущего эффекта - сабля. Несмотря на то, что сабля не предназначена для целей тяжеловооруженной борьбы и уступает по мощности удара мечу, ее значение в изменении воинских традиций по восточному образу было велико. Вновь приобретает значение легкий, маневренный воин, легко пользующийся любым типом оружия от кистеня до лука со стрелами, способный поражать цель на скаку. В противоборстве двух основных тенденций развития и формировался тип русского воина, устойчивого против силы, быстрого против ловкости, универсала во владении всеми видами оружия, ставящего в тупик и западного рыцаря и восточного конника. Универсальность русского бойца проявлялась и в том, что в безоружной схватке ему нередко удавалось достигать значительного перевеса, - "удавить врага голыми руками" о чем рассказывает одна из летописей, повествующая о подвиге русского воина Яна Усмаря. Другим известным историческим фактом является победа князя Мстислава Владимировича, брата Ярослава Мудрого над касожским ханом Редедей. Мстислав в ходе поединка провел успешный бросок, ударив противника оземь, и взяв нож "зарезал Редедю пред полками касожскими", то есть на виду у всего неприятельского войска. Тем не менее наибольшее развитие получило использование в рукопашной схватке навыков фехтования тяжелым холодным оружием. В исторической и художественной литературе неоднократно описывается подвиг русского воеводы Евпатия Коловрата, который выйдя с отрядом около 300 человек в поле против нескольких тысяч монгольского войска, рубился столь успешно, что опасаясь дальнейшего боя с ним, монголы были вынуждены расстрелять его из осадных камнеметов.

Большинство исследователей связывает русскую традицию кулачного боя и борьбы именно с периодом тяжелого защитного снаряжения и оружия. Особенно уместны в этот период были навыки борьбы, позволяющие захватить противника, вывести его из равновесия, свалить на землю. Более редки были удары, так как пробить кулаком доспех и стеганый подкольчужник, рассчитанный на смягчение ударов меча и копья, мог далеко не каждый хорошо обученный дружинник. В связи с этим удары кулаком были малоприменимы, и современная форма кулачного удара, характерная для бокса, стала распространяться ближе к концу XVI века. Наиболее известны были удары толкающего, сваливающего типа, которыми противника пытались сбить на землю. В летописях упоминаются удары в полруки, которые наносились предплечьем и позволяли на реверсе корпуса по принципу короткого рычага рывковым ударом в шею и верхнюю часть груди свалить тяжеловооруженного бойца. Подобный технический элемент разработан в айкидо и многих других восточных единоборствах. Другие удары наносились нижней и внутренней частью кулака, открытой ладонью. Появление таких характерных названий как "оплеуха" и "затрещина" связано с использованием неклассической формы кулака с оставленным сверху большим пальцем, складыванием ладони в горсть, "лодочкой" и.д. Проведение кулачных боев, как правило, было характерно для простого сословия, и становилось всенародным развлечением на обрядовых и религиозных праздниках. Бойцы в таком случае чаще сходились в построение, имитирующее шеренгу щитоносцев, прикрывая плечо друг друга и выставив вперед правую руку. Такой вариант боя был подчеркнуто асимметричным, как у вооруженного бойца, одна рука выполняла функции щита, другая (правая), становилась мощным оружием. В таких условиях, регулярно практикуя бой "стенка на стенку", русские воины не теряли навыков коллективной схватки, необходимых в реальном вооруженном взаимодействии с противником. Обоеручный бой встречается у небольшого числа профессиональных одиночных бойцов, бьющихся по найму или "об заклад". Для боев стенка на стенку в России периода средних веков часто используются ножи, палки, посохи, кистени и разнообразные заначки в рукавицах. Использование подручных средств не считается неспортивным, хотя нередки увечья и смертельные случаи. В целом рукопашный бой средних веков более ориентируется на символическое противостояние вооруженному противнику и в его постоянном приоритете имеется идея об использовании в схватке любого подручного средства. Вероятно, как раз в связи с необходимостью в потешных сражениях имитировать вооруженное столкновение, получили распространение специальные дубинки и шесты для кулачного боя, известные по исследованиям культуры древнего Новгорода. Скорее всего, без подобного "игрового" снаряжения в потешные бои выходили именно профессиональные дружинники, а прочие были вынуждены уравниваться с ними в игровых боях за счет подручных приспособлений. Такая идея сразу приводит нас к мнению о достаточно четкой регламентации средневековых потешных боев и наличии в них социально обусловленных ограничений. Таким образом, жители любого поселения находятся не только в постоянной мобилизационной готовности, но и представляют из себя обученное коллективной тактике боеспособное ополчение. Различные же направления борьбы, известные сейчас как "борьба в крест", "на поясах", "в схватку" и т.д. являются образцами изолированных групп индивидуальных соревновательных силовых упражнений, подобных современному армрестлингу.

С эпохой появления огнестрельного оружия и регулярной армии западного образца в России начинается период формирования официальных армейских приемов фехтования клинковым оружием и фланкировки (управления копьем, пикой, штыком). Приемы боя систематизируются и входят в боевые уставы Русских войск. Знаменитые русские полководцы Румянцев, Суворов становятся не только крупнейшими военными тактиками своего времени, но серьезными разработчиками методик обучения владению оружием рукопашной схватки. В результате русский штыковой бой не уступает лучшей в то время шведской армии, иррегулярная казачья конница наводит панику на отборные польские и французские части, регулярная тяжелая конница Российской армии способна конкурировать с немецкими рейтарами. Особенности развития рукопашного боя этого периода связаны с достаточно невысоким качеством огнестрельного оружия и большим процентом схваток на близкой дистанции, удобной для последующего поражения противника в конном бою пикой или саблей, в пешем - штыком и шпагой. Рукопашный бой того времени без применения оружия не имеет в военной службе применения и не зафиксирован в архивных документах. Армия России Петровских времен доказала штыком и саблей свой приоритет на полях сражений. В рукопашном бою без оружия авторитет России все еще не был высоким. Основы английского бокса начинают появляется вместе с заезжими профессионалами из Европы, вызывая снисходительный интерес в Российской военной общественности. В то время никто еще не готов признать, что начинающая складываться техника бокса будет иметь впоследствии преимущество над грубой силой. В различных источниках встречаются описания боя, проведенного по указу Петра I, между английским боксером и не обученным боксу, но исключительно рослым и сильным петровским гренадером (по другой версии - матросом). Авторами этих сообщений считается, что в подобных схватках русская сила духа и природное здоровье получают преимущество над заморскими хитроумными приемами, но подобный взгляд целесообразен лишь с патриотической точки зрения. В действительности, в терминологии кулачного боя удар кулака, сформированного по правилам бокса и наносящийся передней (фронтальной) частью, начинает называться "ударом на англицкий манер". И впоследствии, до самого появления советского бокса, в национальной традиции стеночного кулачного боя не оказывается бойцов, способных на равных условиях конкурировать с представителями европейской боксерской школы.

Период заимствования технических элементов из различных видов борьбы тюркоязычных народов, а также проникновения восточных единоборств (джиу-джитсу) в конце 19, начале 20 века позволяют судить об утрате традиций русских единоборств, потерявших к этому моменту свое идеологическое и функциональное значение. Уникальность русской традиции единоборств видится прежде всего в том, что это феномен духовной жизни русского народа, связанный с национальным самоосознанием и общественными нравственными ценностями. Именно поэтому трудно рассуждать о философии или технике русского боя, сходстве либо различии с иными системами единоборств. Духовное наполнение боя, его праведность всегда стояли неизмеримо выше конкретных форм действий, приемов или методов сражения, и эта черта до сих пор ярко отражается в характере русского бойца. Идеи жертвенности, стоического терпения в противоборстве злу, готовности идти на отчаянный риск с бесшабашной удалью неизменно сопутствуют облику русского воина. С приходом христианства языческие традиции русского воинства словно усиливаются новой духовной глубиной, на многие века вперед сохраняя древнюю заповедь о том, что сила заключена в вере и в правде. Именно потому нет серьезного боя там, где нет нарушения правды и справедливости. Только за святые цели можно сражаться и погибнуть, идя в бой лишь силой духа и воли. Все виды боя обрядового, игрового характера в соответствии с русскими воинскими традициями были средством пробуждения и укрепления духа. Можно сделать вывод о том, что в этом и состоит главная ценность идеи русского рукопашного боя, а попытки упорного поиска современными адептами русского стиля некой тайной системы приемов - всего лишь нежелание принять идею воспитания нравственности и доброй воли как главного стержня русской традиции единоборств.

      В 1911 г. в Москве группа любителей начала заниматься боксом. Русский бокс имел непосредственную преемственную связь с русским кулачным боем. Характерно, что первые чемпионы России - Павел Никифоров, Нур Алимов (Кара Малай) и др. были сильнейшими кулачными бойцами. На основе приемов русского кулачного боя складывается техника и тактика первых русских боксеров (Градополов. С.16-20.).
      В технике русского рукопашного боя, как в ее борцовском разделе, так и кулачном, были известны все ключевые технические действия известные европейским видам состязательного и прикладного боя. Кроме того, многие технические действия перекочевали в европейские виды спортивных единоборств. Так, например, советскими борцами в греко-римскую и вольную борьбу были привнесены броски через плечи (мельница) (Спортивная борьба. С.26,68.). Эти броски хорошо известны русской борьбе, откуда вероятнее всего они попали в самбо. В советской школе бокса известен традиционный удар русского кулачного боя: боковой удар с размаха вытянутой рукой. В современной тактике боя этот удар (только левой рукой) применяется лишь как ложный при подготовке атаки (Градополов. С.29.). Сравнительный анализ народных видов борьбы и кулачного боя со спортивными единоборствами, в целом, говорит о единстве технической базы. Во всех народных и современных европейских видах спортивных единоборств применяются ключевые дейст ия, которые нами классифицированы и систематизированы далее. Причем необходимо отметить, что к этим выводам мы пришли первоначально эмпирическим путем, а затем подвергли данные логическому анализу получив естественную классификационную схему техники русского рукопашного боя, приемлемую для познания любых традиционных европейских видов единоборств.
      В годы советской власти народные состязания воплотились в спортивных видах единоборств. Советский спорт, став поистине общенародным явлением, вытеснил традиционные рукопашные состязания. Рудиментом состязаний, сохранившимся до 90-х годов XX века, стал стеночный бой. В первые годы советской власти элементы традиционных рукопашных состязаний вошли в программу обучения Всеобуча, формируя советскую школу спортивных видов единоборств. Красноречивым примером может послужить история складывания советской школы бокса (Градополов. Бокс., Градополов. Воспоминания боксера.) и спортивных видов борьбы (Спортивная борьба, Харлампиев.). Таким образом, народные состязания нашли себя в новом спортивном качестве.
      Прикладной бой, являвшийся практическим продолжением традиционных видов состязаний, также привлек к себе внимание. В. И. Ленин писал: "Всякий энергичный человек с 2 - 3 товарищами сумеет разработать целый ряд таких правил и приемов, которые надо составить, разучить, упражняться в их применении" (Ленин. С.389.). По указанию В. И. Ленина дружинники и отряды революционных армий начали заниматься боевой и физической подготовкой. В ряде мест шло также обучение и приемам самозащиты. Занятия обычно проходили за городом, на лесных полянах. Приемы в этих кружках изучались в порядке обмена опытом (Харлампиев. С.13.). Элементы прикладного рукопашного боя вошли в многочисленные пособия и наставления по рукопашному бою для армии. Сравнительный анализ техники боя, изложенной в этих пособиях, с другими видами единоборств показывает ее отечественное происхождение. Удары руками идентичны ударам в боксе и русском кулачном бое. Техника борьбы идентична спортивной и русским видам борьбы. Техника ударов ногами отличается своеобразностью, присущей русскому прикладному рукопашному бою, и несколько отличается от техники ударов ногами во французском боксе (Charlemont, Тарас. ), и тем более в восточных видах единоборств. Также встречаются многие элементы, присущие народной традиции прикладного боя, например, удар головой и т.д.. В этот период в технику прикладного боя начинают проникать элементы восточных видов единоборств, которые образуют технический сплав с традиционным прикладным боем ( См. Волков.). Армейские системы этого направления превратились, в так называемое, боевое самбо. Прикладные системы в 60-х годах были засекречены. (Медведев. С.401.).

      Отношения властей к традиционным рукопашным состязаниям было во все времена отрицательным. Церковь считала всякие народные забавы, в том числе и состязания в кулачном бою остатками языческих обычаев и всячески с ними боролась. Правило вошедшее в Кормчую книгу карало отлучением от церкви каждого, кто будет замешан в такого рода забавах. В 1551 г. был запрещен кулачный бой наравне с другими "игрищами эллинского бессования". В запрещении, которое вошло в наказные списки соборного уложения - Стоглава, указывается, чтобы: "то эллинское бессование... попрано было до конца". Однако все эти запреты не имели действия. Власти, бессильные искоренить народные кулачные бои, пытаются ограничить их масштабы. Так, 21 июля 1726 г. Екатериной I был издан указ "О небытии кулачным боям без позволения полицмейстерской канцелярии". В указе говорилось о том, что желающие участвовать в кулачных боях, обязаны выбрать представителей, которые должны сообщать в полицию о месте боя и отвечать за его порядок. Так же говорилось, чтобы у бойцов никакого оружия и прочих инструментов для увечного боя не было, и во время боя чтоб драк не было; и кто упадет - лежачего не бить.
      Указ о повсеместном и полном запрещении кулачных боев был включен в свод законов Николая I в 1832 г. В томе 14, часть 4 - я, статья 180 кратко говорит: "Кулачные бои как забавы вредные вовсе запрещаются" (ПСЗРИ. Т.XIV. Ч.4. Ст.180.). То же дословно было повторено и в последующих изданиях этого свода законов. Этот закон долгое время препятствовал распространению в России бокса. Так в 1913 г. административными властями было запрещено проведение публичных соревнований по боксу на первенство Петербурга. На его основании не разрешалось вводить бокс в официальную программу спортивных обществ (Градополов. Бокс. С.16.). Но, несмотря на все запреты, кулачные бои продолжались. Так, по свидетельству Назимова: "мудрено ли было арзамасскому градоначальнику, т. е. городничему, справиться при помощи 10-15 будочников и даже полной инвалидной команды в 30 или 40 человек со сборищем бойцов... до 500 человек" (Назимов. С.80-81.). Описывая кулачные бои в Тамбове В. Н. Давыдов пишет: "...Полиция не вмешивалась в бой. Да и что она могла поделать с толпой в несколько тысяч?" (Давыдов. С.108-109.). В годы советской власти кулачный бой стал подвергаться общественному осуждению (Кретова). Русский рукопашный бой и армейский рукопашный бой, как отечественные системы прикладного и состязательного боя, могут и должны занять достойное место в системе военно-патриотического воспитания молодежи.

7. Современный рукопашный бой в России

Начало развития Рукопашного боя как самостоятельного вида спорта положено в организациях Всеобуча, когда изучением приёмов самозащиты и ближнего боя стали заниматься в процессе подготовки войны Красной Армии.

В 1923 году в Москве группа энтузиастов спортивного общества "Динамо" под руководством      В.  Спиридонова взялась за изучение национальных видов самообороны.  И уже к середине 30-х годов была выработана система, которая и явилась основой для создания нового вида единоборств  – рукопашный бой.

Многое для развития рукопашный боя сделал преподаватель государственного института  физкультуры В. Ощепков. По словам близко знавших его современников, имея многолетний опыт преподавания различных видов единоборств,  он в корне изменил стиль и тактику.

По мнению авторитетов,  школа В.  Ощепкова в Москве подготовила  многих специалистов рукопашного боя и самбо,  наиболее известные из них - Н. Школьников, И.И. Васильев, Н. Галковский, Л. Турин, А. Харлампиев.

Одному, из его учеников, заслуженному мастеру спорта заслуженному тренеру А. Харлампиеву принадлежит большая заслуга в создании и пропаганде рукопашного боя - как  вида  спорта.

Официальным днём рождения рукопашного боя в России считается 16 февраля 1938 года.  В приказе Всесоюзного комитета по делам физической культуры и спорта рукопашный бой признан как "чрезвычайно  ценным  по своему многообразию техники и оборонному значению" видом спорта.

Естественно, что  рукопашный бой,  создан  из  многих  национальных видов борьбы не только нашей страны,  но и других народов мира,  располагает огромным арсеналом приёмов. В нём насчитывается около пяти тысяч приёмов защиты и нападения, взятых из успешно применяемых в азербайджанском "гюлеше",  армянском "кохе",  грузинской "чидаоба", казахском "куресе", молдавской "трынтэ", таджикской "гуштингири", туркменском "гореше" и других.

25-26 ноября 1939 года в Ленинграде был проведён Первый чемпионат СССР,  собравший  56 бойцов в 8 весовых категориях. Соревнования проводились по круговой системе. С этой даты и начинает шествие по стране спортивного рукопашного боя.

К началу  Великой  Отечественной войны свыше десяти тысяч молодых людей изучили приёмы рукопашного боя.  И это не раз помогало им отважно сражаться с врагом. Многие из них награждены боевыми орденами и медалями, а Леониду Голеву присвоено звание Героя Советского Союза.

Жизнь многими своими приёмами как в годы Великой Отечественной войны,  так и в боях  в Афганистане  и  "горячих  точках" межнациональных конфликтов подтвердила правоту одного из золотых правил великого русского полководца А.В. Суворова: "Тяжело в учении, легко в бою".

Пройдя через пот изнурительных тренировок,  жар спортивных баталий на татами,  зная боевой раздел рукопашного боя, военнослужащие ВВ и сотрудников ОВД не единожды выручали в трудную  минуту умение и сноровка,  трезвость мышления и быстрота реакции в единоборстве с врагом, а подчас позволяли сохранить самое дорогое - жизнь.

Элементы прикладного рукопашного боя вошли в многочисленные пособия и наставления по рукопашному бою для военнослужащих.. Сравнительный анализ техники боя, изложенной в этих пособиях, с другими видами единоборств показывает ее отечественное происхождение.

Удары руками идентичны ударам в боксе и русском кулачном бое.

Техника борьбы идентична спортивной и русским видам борьбы.

Техника ударов ногами отличается своеобразностью, присущей русскому прикладному рукопашному бою, и несколько отличается от техники ударов ногами во французском боксе (Charlemont, Тарас. ), и тем более в восточных видах единоборств.

Также встречаются многие элементы, присущие народной традиции прикладного боя, например, удар головой и т.д..

В этот период в технику прикладного боя начинают проникать элементы восточных видов единоборств, которые образуют технический сплав с традиционным прикладным боем.

Ведомственные системы этого направления превратились, в так называемое, боевое самбо.

Прикладные системы в 60-х годах были засекречены.

 В начале 90-х годов, с возрождением интереса к единоборствам, стали появляться ведомственные версий рукопашного боя, в соревновательных стандартах которого возможно применение элементов различных видов спортивных единоборств. Армейский рукопашный бой, с некоторой модернизацией, впитал в себе дух и традиции отечественного прикладного боя…

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Мы видим, что рукопашный бой является одним из старейших видов физической культуры. За многие тысячелетия своего развития и существования он стал не только методом самозащиты, но и способом духовного и физического самосовершенствования людей.

Невозможно перечислить количество видов и стилей рукопашного боя, каждый из которых имеет под собой собственную историко-философскую базу.

К сожалению в последнее время духовные основы боевых искусств забываются, во внимание принимается главным образом физическая подготовка и практическое применение, в то время как невозможно достичь совершенного владения тем или иным видом боевого искусства без знания приемов концентрации и самопознания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        Список литературы:

 

 

1.   Белов А.Русский кулак или как бились наши предки //Спортивная жизнь России. - 1990.

2.   Выдрин В.М. Физическая культура и физическая подготовка армий рабовладельческого общества. - Л.:  КВИФКиС, 1956.

3.   История физической культуры ы СССР с древнейших времен до конца ХУ111 века: Хрестоматия. - М.  ФиС, 1940.

4.   Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта : Пер. Свенгер. М.: Радуга, 1982..

5.   Оливова В. Люди и игры. У истоков современного спорта. - М.: ФиС,1985.

6.   Столбов В.В. История физической культуры и спорта. - М.: ФиС, 1975.

7.    Айналов Д., Редин Е. Киево-Софийский собор. Исследования древней мозаичной и фресковой живописи. Спб., 1889.

8.    Алямов О. Президент Шаймиев за курэш // Персона. М., 1998. №5. С.57-

9.    Берхгольц Ф.В. Дневник камер-юнкера Ф. Б. Берхгольца (1699-1765). М., 1902.

10.                      Волков В. П. Курс самозащиты без оружия. Учебное пособие для школ НКВД. М.,1940.

11.                      Герберштейн С. Записки о Московии. М., 1988.

12.                      Горбунов Б. В. Традиционные рукопашные состязания в народной культуре восточных славян XIX - начала XX в. М., 1997.

13.                      Градополов К. В. Бокс. М., 1951. С.3-29.

14.                      Градополов К. В. Воспоминания боксера. М., 1972.

15.                      Градополов К. В. Тренировка боксера. М., 1956.

 

Hosted by uCoz