3. РУКОПАШНЫЙ БОЙ СРЕДНИХ ВЕКОВ В
СТРАНАХ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА
Секта Чань (яп.Дзен), послужила новым толчком в развитии искусства
самообороны. Основателем нового течении в Буддизме - Чань ,буддизма, являлся индийский монах-миссионер Бодхидхарма (VI век). Свою деятельность в монастыре Шаолинь легендарный патриарх Чань-буддизма
начал с обучения монахов искусству боевого единоборства, совмещая занятия по
рукопашному бою со специальной психотехникой Чань.
Одним из основных методов буддийской практики психической
саморегуляции была, так называемая, медитация (санскр.дхьяна, кит. чань-на, чань), поэтому и в чань-буддизме она стала одним из главных методов
психической тренировки и саморегуляции. Следует
отметить, что используя практику психической регуляции
в процессе занятий единоборствами, монахи и воины опирались на традиции,
сформировавшиеся еще в период раннего буддизма, предписывающие в процессе
обучении не только подчинять, воспитывать и развивать волю человека или другие
психические функции, но и управлять. Также как и даосы,
занимающиеся по методу Чань считали, что самая
сильная привязанность, которая пробуждает у людей наиболее
острые эмоции является их привязанность к жизни. Именно по этой причине
ими развивались такие формы военно-прикладного искусства ,
посредством которых тестировалось психическое состояние человека. Занятии боевыми единоборствами являлись прекрасным средством
психической тренировки. Сам факт, что в поединке бойцу грозит реальная смерть,
способствовал закалке воинов "изнутри". Так как возникающее чувство
страха в таких условиях могло полностью парализовать все действия воина, то
ситуация боевого единоборства, в которых не исключался смертельный исход
расценивались как особенно благоприятные для тренировки невозмутимости и отстраненности.
В таких ситуациях возбуждались многочисленные эмоции, к которым необходимо было
практиковать бесстрастность или, использовать для повышения
психофизиологической активности применительно к условиям боя. Так, например,внешне нужно было уметь
демонстрировать ярость, ожесточенность, неистовость и т.д., а внутренне
сохранять полное спокойствие. Таким образом уже в начале средних веков в Китае
одно из главенствующих мест в подготовке воинов к единоборствам заняла
психологическая подготовка К этому периоду в Китае появляется большое
количество различных школ и направлений боевых единоборств,продолжается процесс их дальнейшего развития и
совершенствования.
Приблизительно на рубеже, начиная от ХV до ХVII столетий, они окончательно складываются в систему
ушу. Тогда же выделяются наиболее известные направления. По географическому
положению они делятся на северную и южную школы. Стилевые особенности
заключались в том, что на севере больше внимания уделялось технике ног (в
поединке преобладали удары ногами, в том числе в прыжках;) на юге же преимущество
отдавалось ударам руками.Кроме
этого, и в той и в другой части страны практиковались владение холодным оружием
и подручными средствами. Это были копья, мечи, ножи, палки,
обыкновенные посохи, могли также употребляться мотыги, цепи, костыли и т.д.
В умелых руках любой предмет превращался в мощное средство защиты. Рукопашный
бой в Китае в период средних веков сформировался, как целостная система
физического ипсихического совершенствования. Причем
рукопашный бой рассматривался, как великолепная система психологической подготовки
воина. Аналогичным образом, развивались единоборства в Японии, Корее, Вьетнаме
и других со предельных странах этого региона. В Японии
-это - каратэ, дзю-дзютцу,
айкидо, дзю-до. Кроме этого в Японии существовали
клановые секты ниндзя и ямабуси, а также самурайская
система подготовки. В Корее было распространено хапкидо
и тхэкван-до, а во Вьетнаме - вьет-во-дао.
В этих странах существовали своеобразные интерпретации китайского ушу,
отражающие национальные особенности.
Секреты
воинских искусств в Японии уходят корнями в раннее средневековье и имеют прямые
аналоги в воинских искусствах Китая, Кореи, Вьетнама, Бирмы. В них входило
обучение фехтованию, владению копьем, стрельбе из лука, вольтижировка, владение
кистенем, рогатиной, железной палицей, палкой, шестом, багром и подручными
видами оружия, а также включалась самооборона без оружия. Однако характерной
особенностью рукопашного боя Японии, как и в Китае, являлся психофизический
тренинг. Немаловажную роль сыграл Дзэн-Буддизм, включавший в свою практику дыхательные и медитативныеупражнения.
Целью психофизического тренинга в системе подготовки самураев, ниндзя и ямабуси являлось обретение психической способности
адаптироваться к любой экстремальной ситуации.
Следует отметить, что в конце средних веков, около XVII столетия на американском континенте возникает
интересный вид боевого единоборства - капоэйра.
История развития капоэйра связана с колониальным
периодом в Бразилии. Чернокожие рабы, доставлявшиеся с восточного побережья
Африки, привезли в Бразилию свои ритмы и культовые танцы.Маскируясь под исполнение африканских воинственных
танцев невольники разрабатывали приемы защиты и нападения безоружного против,
вооруженного противника. В технике капоэйра особое
внимание уделялось ловкости и координации движений, практиковались удары в
прыжках, переворотах, кульбитах и даже сальто. Кроме этого использовались
передвижение в стойке на руках и в нанесении ударов ногами из таких положений.
В настоящее время капоэйра входит в программу физической
подготовки в армии Бразилии.