Примерно к середине 1 тысячелетия нашей эры в Индии
зарождается тайное учение тантризма. Оно было
запечатлено в текстах (тантрах), впоследствии
попавших в Тибет и Китай. Наряду с философско-религиозными и космогоническими
построениями, учение развивало различные тайные
действия, в том числе и рукопашный бой кланового характера. Дошедшие до нас из
буддийской иконографии этого теоретического учения мудры (жесты) представляют
многие известные блоки (защиты) используемые в дальневосточных единоборствах.
Но более важное значение их
заключалось в том, что они служили элементами медитации, т.е. средством
психологической настройки в экстремальных условиях. Сохранились названия мудр: мудра сосредоточения, мудра силы, крепости и ярости,
мудра невидимости и неуязвимости, мудра бесстрашия. Тантрический
буддизм, развивший "учения о трех таинствах" (мысли, слова и дела),
наложил заметный отпечаток на воинские искусства в Китае и Японии, породив уникальную
прикладную разновидность йоги.
Поколения монахов-воинов приобщались к этому
эзотерическому учению, чтобы обрести "алмазную крепость духа". В силу
эзотеричности и кланового характера, к сожалению
мало, что известно о тантрийском направлении в рукопашном
бое. Сохранились лишь некоторые названия систем и школ. Это школы "Белого
журавля", "Шоу-Дао", "Белого лотоса", "Длинной
руки", "Железной рубашки", "Ядовитой руки".
В начале XI века
н. э. в Китае уже широко распространилось учение, так называемой "даосской йоги", которая выдвинула множество теорий о взаимодействии
тела и духа. До сих пор в "даосской йоге",
давшей базу для многих стилей и направлений в рукопашном бое, сохраняется причудливое
смешение мистики с глубоко продуманными и обоснованными изысканиями в
физиологии, психологии, аутогенной тренировке и
рефлексотерапии. Однако следует сказать, что именно эта разновидность
йоги внесла огромный вклад в развитие
теоретической и практической базы воинских искусств.
Развивая воинские искусства даосские
мастера, разработали тычковые способы воздействия на различные участки
человеческого тела, как голыми руками, так и с помощью оружия. Тычковые удары
использовались не только в кулачном бою,
но и в фехтовании на копьях (удары наносились не только острием, но и тупым
концом), палках (шестах), мечах (удар рукоятью или ножнами). Поражение уязвимых
точек составляло и основу техники тычковых ударов при использовании подручного
оружия - нунтяку (коротких дубинок на перевязи и тонфа -короткой палки с поперечной
рукоятью).
Эффект действий на точки был связан с биологически
активными центрами человеческого организма, воздействие на которые в зависимости
от силы тычка и биологической активности центра на данный момент времени могло
привести к серьезным травмам и заболеванию, либо смерти. Этими же
надавливаниями на точки с противоположной целью даосы
пользовались и в оздоровительной системе акупрессуры. В даосской
йоге борьбы большое внимание уделялось психологической подготовке.
Главная привязанность человека, говорили даосы - это привязанность к жизни, поэтому боязнь умереть
держит его в постоянном чувстве страха. В связи с этим даосами
большое внимание в подготовке к рукопашному бою уделялось достижению бесстрашия
и презрения к смерти. По этому поводу в трактате Лао
- цзы "Дао дэ-цзин"
говорится: "Я слышал, что, кто умеет овладевать жизнью, идя по земле, не
боится носорога и тигра, вступая в битву, не боится
вооруженных солдат. Носорогу некуда вонзить в него свой рог, тигру негде
наложить свои когти, а солдатам некуда поразить его мечем. В чем причина? Это
происходит оттого, что для него не существует смерти".
В период 190-265 г.г. в Китае медиком Хуа То создаЈтся
гимнастика как оздоровительного, так и боевого, с точки зрения воинских
искусств, направления под названием "Игры пяти зверей". Гимнастика
состояла из подражания некоторым движениям медведя, тигра, оленя, обезьяны и
журавля. Движения, которые разработал Хуа То, заключались в прыжках,
раскачивании, наклонах, вращении, а также в сознательной регуляции напряжения
мышц и дыхания.
Однако квинтэссенцией "даосской
Йоги", получившей самое широкое распространение в области воинских
искусств, стало "учение о деятельности ци"
(ци гун). Как универсальный
метод психофизического тренинга ци-гун во всех своих
проявлениях преследовал одну цель - постоянно аккумулировать в организме биоэнергию ци, контролировать и
направлять ее движение для активизации всех физиологических и психических
процессов.
Немного позднее в VI веке в Китае, а затем и Японии начинает
распространяться секта Чань (япон. - Дзен), которая, призывая к
укреплению тела и духа, развивала систему психофизического тренинга восточных
боевых искусств. Искусство концентрации, мобилизации воли и жизненной
энергии, разработанное вначале теоретиками "даосской
йоги борьбы", а затем и патриархами Чань, стало
незаменимым подспорьем для воинов и монахов, изучающих искусство самообороны.