ЗНАЧЕНИЕ ЗВУКОВ «КИ-Я», «ТЭ»,
«ОС»
В своей тренировке контроль за дыханием используйте путем применения
крика «КИ-Я»,
«ТЭ», «ОС»
Вы должны запомнить, что при нанесении удара обязаны издать крик.
Это первое правило при отработке ударов, диктуемое не какой-нибудь прихотью, а
стремлением увеличения мощи производимых блоков или ударов, путем
суммированного воздействия физической и внутренней, психической сил («КИ» — дух, «ай» — единство).
Вообразите себе, что
на долю мгновения вы собрали все усилия и всю вашу энергию, накопленную за
целый день, и вложили их в одно единственное действие. В таких случаях человек
способен проявить сверхчеловеческую мощь, о существовании которой в себе он
прежде даже не подозревал. Приступая к тренировкам, вы должны научиться собирать свою силу в один комок и вкладывать ее в
одно усилие, не распыляя при этом энергии. В дальнейшем это позволит вам в
нужный момент вкладывать всю имеющуюся силу в одну руку или ногу, производящую
блок или удар, за счет чего увеличивать мощь приема в несколько раз.
Человек в своей
жизни часто применяет крики, подобные «КИ-Я»: при колке дров, поднятии тяжести и т.п. («киайеру» —
кричать).
Обучение применению «КИ-Я» необходимо производить вместе с тренировкой
дыхания и отработкой ударов или блоков.
Издавна всевозможные
шумы, как-то: бой барабанов, крики, вой рожков или звучание горна, — использовались
человеком при ведении военных действий, имея своей целью деморализацию и
психическое потрясение противника с одновременным поднятием морального духа
наступающей стороны. Не вдаваясь в техническую и психическую сторону этого
явления, заметим, что любой сильный шум или крик приводит человека в
замешательство и отвлекает его. Таков и механизм психологического воздействия
крика «КИ-Я»,
который, в свою очередь, неразрывно связан с контролем над различными системами
человеческого организма: нервной, дыхательной, мышечной и пищеварительной.
Итак, можно сделать
первый вывод, который заключается в том, что во время контратаки внезапное и
правильное использование «КИ-Я», деморализуя
противника, дает вам секундное преимущество перед ним, которое вы можете
выгодно использовать. Прибавьте к этим физиологическим факторам еще и психическое
замешательство, и вы узнаете всю неоспоримую ценность внезапного крика.
Чем же все-таки
объяснить подобное действие крика «КИ-Я»? Попробуем объяснить это на простом примере.
Станьте прямо, расслабьтесь и издайте внезапный крик. Мышцы брюшного пресса
сильно напряглись. Восточные мастера рукопашного боя отмечали, что живот и ТАНДЕН являются центром сосредоточения
внутренней энергии «КИ». Точно также, как мозг — центром нервной системы и вместилищем
духовной силы. Резко напрягая мышцы живота, вы сами почувствуете прилив сил. Прибавим
к этому и то, что в возбужденном состоянии крик также через дыхательную систему
воздействует на организм, обогащая кровь кислородом, тем самым
давая через адреналиновые железы толчок в работе сердца, который придает телу
новую волну энергии.
Учитывая все
вышеизложенное, сделаем еще один вывод:
осуществляя контроль за расходом энергии и способствуя соединению ее в одно
усилие, крик «КИ-Я» через систематические тренировки
поможет вам приобретать больше силы и выносливости. Во время тренировок учитесь,
вкладывая всю силу в удар, держа остальные участки тела относительно
расслабленными. Это позволит вам использовать физическую силу более эффективно
и длительно, в нужные моменты значительно увеличивая ее.
Одни школы
самообороны считают, что удаление воздуха должно производиться в форме крика,
сопровождающегося выдохом через рот и координирующегося с ударами и блоками.
Для достижения максимальной быстроты удара, делается
короткий звук. Удлинение «КИ-Я» ведет к уменьшению силы и
разрыву координации руки и ноги. Но когда наносятся многократные,
чередующиеся удары, подобного ослабления не наблюдается. Сторонники этой школы
дыхания учат во время тренировки вдыхать воздух через нос, а выдыхать его через
рот, мотивируя это тем, что вдох через рот или задержка дыхания способствует
утомлению. Последователи других школ настаивают на дыхании через нос, держа
язык прижатым к небу в «корне» рта.
Некоторые школы
самообороны строят свои тренировки на прыжках, вращениях и ударах, делая при
этом упор на дыхании верхней частью груди и увеличении объема легких.
Другие системы в
своих занятиях делают упор на движениях рук и изменениях в расположении стоек,
обращая при этом внимание на дыхание опущенной грудью и задержкой воздуха в
нижней части живота.
Многие течения используют
при отработке ударов различные по высоте и продолжительности звуки,
производимые через рот или через нос во время выдоха. Считается, что тренировка
в такой манере позволяет спортсмену выдерживать на себе удары сокрушительной
силы, а также вырабатывает способность тренироваться долгий период без
признаков усталости.
Теперь о самой
тренировке дыхания. Ее можно подразделить на несколько
этапов, изучать и отрабатывать которые необходимо в
строгой последовательности