1. Введение

 

Важными средствами подготовки всесторонне физически развитых спортсменов, способных успешно переносить большие физические нагрузки и нервно-психические напряжения, является психологическая подготовка на занятиях по рукопашному бою.

 

Психологическая подготовка на занятиях по рукопашному бою закаляет:

 

·        моральный настрой и укрепляют здоровье (защита от нервных перегрузок)

·        содействуют его гармоническому физическому развитию

·        способствуют воспитанию необходимых черт личности, моральных   качеств, необходимых в сложных условиях поединков.

 

 Практические занятия по рукопашному бою являются основным видом учебных занятий.

 Вполне допустимо, что они могут дополнить и изменишь формулы

·        самокодирования

·        логической дезактуализации

·        оптимистической настройки.

·         

В данном пособии они приведены  как при­меры, раскрывающие сущность психологического метода подготовки.

Основным лозунгом каждого спортсмена (в психологической подготовке) должно быть:

 

« Идти в бой «без головы» — значит лишиться ее во время боя!!!»

Нам предстоит разобрать виды и методы психологичес­кой подготовки применительно к специфике самоучителя. Материал излагается в той последовательности, которую можно применить на практике. Последовательность приме­нения отличается от порядка освоения этой главы, который вполне допускает любой удобный для тебя график. В поэ­тапное описание включены некоторые темы боевой психорегулирующей тренировки. Таким образом, представлена вся боевая психологическая подготовка в целостной единой последовательности.

Этапы психологической подготовки

 

Спортсмен обычно всю спортивную жизнь активно учас­твует в соревнованиях. При этом его психическая настроенность в тренировочные будни отличаются от той, которая бывает в предстартовом и стартовом периодах. В предстартовом и стартовом периодах идет практическая реализация всей предшествующей психологической подготовки. Аналогичная тенденция отмечается и в твоей подготовке.

 

Психическую готовность спортсмена можно характеризовать такими качествами:

 

·        трезвая уверенность в своих силах; стремление активно и увлеченно, с полной отдачей сил бороться до конца за достижение намеченной цели;

·        оптимальный уровень эмоцио­нального возбуждения;

·        высокая степень помехоустойчивости к неблагоприятно действу­ющим внешним и внутренним влияниям

·        способность управлять своими действиями, чувствами и поведением в изменчивых условиях спортивного поединка, а также в напря­женной и возбуждающей атмосфере боевой схватки.

 

Это состояние прочно базируется на общей подготовленности спортсмена:

 

·        физиче­ской,

·        технической,

·        морально-волевой

·        психологической.

 

Чем выше уровень подготовки, тем надежнее его психическая готовность к действию в экстремальных условиях реального поединка.

 

Часто бывает так, что в результате длительных тренировок спортсмен отработал точную координацию движений, развил мышцы, отшлифовал технику нанесения ударов. Сердце его превратилось в неутомимый двигатель, способный перекачать те тонны крови, которые пройдут через него во время спортивного соревнования. И вдруг, словно тайная отрава поражает мозг: внезапное предчувствие поражения, беды или страха перед выступлением выводит спортсмена из состояния психического равновесия, которое у неустойчивых душевно людей может перейти в самовнушение.

Достигнутый долгим трудом автоматизм действий, переведенных с помощью упорных тренировок из созна­тельного в подсознательное, переходит обратно в ведение сознания, уже отравленного случайным внушением. А это означает конец.

Великолепная координация разглаживается, мышцы скованы устрашившимся сознанием, вместо четких ударов следуют неловкие рывки и дерганья, а вместо мгновенных рывков и движений - замедленные, заторможенные усилия. В этом случае можно заранее предсказать, что страх выступления, соревно­вания надолго, если не навсегда, поселится в душе спортсмена, заставляя некоторых даже расстаться с любимым видом спорта.

Вот почему психическая тренировка спортсмена не менее важна, чем всякая другая, Это, кстати, одна из причин, почему, например, восточные школы самообороны, чтобы создать психологически подготовленных спортсменов, начинают их обучение со школь­ного возраста. Но у многих спортсменов, неожиданно пришедших к занятиям рукопашного боя, срок тренировки и обучения гораздо короче и тут-то меры психического воспитания чрезвычайно важны.

Одна из морально-этических задач боевого искусства заключается в достижении гармонии духа и тела. Перед схваткой каждый  должен привести в равновесие свои физические и душевные силы.

Правила рукопашного боя, гласят, что жажда победы нарушает гармонию действий спортсмена и в итоге, в большинстве случаев, приводит к поражению.

Что же предлагается взамен? Спокойствие, духовную расслабленность и отрешен­ность. Даже само понятие «самообладание» трактуется в рукопашном бое иначе, чем в традици­онной европейской культуре. Оно означает не собранность и силу воли, а напротив, отдых души. «Во время сражения твоя голова должна быть пустой, свободной от всяких мыслей»,требуют тренера от своих учеников.

Эти требования тесно связаны с учением психотерапии. Состояние полной отрешенности помогало спортсменам рукопашного боя достичь максимального раскрытия резервов физических сил и преодолевать страх смерти.

Учение психологической подготовки бойца требует от его последователей практических ежедневных медитаций — сидение на полу, особым образом скрестив ноги, без движения, без мыслей, без чувств. Считается, что в этом состоянии человек приближается к непости­жимой сущности бытия.

По мнению современной медицины, медитация благотворно влияет на нервную сис­тему. Когда врачи с помощью электронных устройств сняли энцефалограмму у буддий­ских монахов, погруженных в медитацию, то она оказалась удивительно схожей с той, что бывает у людей во время глубокого сна. Таким образом, с медицинской точки зрения, духовное расслабление АТ представляет собой отдых мозга без сна.

Поначалу сидение в  позе «лотоса» оказывается тяжелым занятием, руки, ноги и все тело ноют, тяготятся неподвижностью, в голову то и дело лезут разные мысли, потому, что человек привык постоянно думать. Умение полностью расслабиться приходит после долгих тренировок.

Воспитав в себе умение духовно расслабиться, самураи в преддверии боя забывали обо всем и это делало их действия в бою раскованными и гармоничными.

Психологическая готовность спортсмена к бою определялась так. Если   руки выставленные вперед, слегка вибрировали, то спортсмен считался не готовым к схватке.

Психологическая подготовка спортсмена РБ вводит элементы медитации в практику ежеднев­ных тренировок, не без основания считая, что они способствуют более полной мобили­зации организма и использованию всех физических данных спортсмена. Перед каждой тренировкой спортсмены рассаживаются равными рядами на ковре и, слегка запрокинув голову назад, застывают так на несколько минут. Эти способы могут быть разнообразными.

Считается, что эффект от медитативно-дыхательных тренировок возможен при наличии у спортсмена следующих качеств: умения сохранять чистое сердце, требовать малого для себя, быть строгим к себе и великодушным к другим, следовать нравственным принципам. Тот, кто придерживается такой жизненной позиции, может быстро достичь душевного равновесия, активно преодолевать препятствия и укрепить свой дух.

В этом разделе кратко изложены психотерапевтические и психогигиенические само воздействия, которые могут использоваться параллельно с занятиями по рукопашному бою: аутогенная тренировка и самовнушения, идеомоторная тренировка, само расслабление (мышечная ре­лаксация).

 В таком состоянии аутогенного погружения подсознание наиболее восприим­чиво к самовнушению, к приказам сознания.

Пользу от занятий самовнушением трудно переоценить. Еще в древности в монасты­рях Тибета практиковался обычай отбирать наиболее искалеченных и стойких людей, чтобы сделать из них не поддающихся холоду святых. По учению тибетских лам, такие люди, называемые респами, могли освобождать диз собственного семени энергию «ту-мо», которая, распространяясь по каналам — меридианам тела, согревала их. Сейчас эта система каналов заново открыта корейскими биологами и получила название «Кенрак». Тщательно отобранные ученики подготавливаются медленно и постепенно, проделывая упражнения и дыхательную гимнастику на морозе, сначала в тонкой бумажной одежде, а потом совершенно обнаженными. Чтобы получить титул «респы», нужно в морозную ночь с ветром, сидя на земле у озера или реке, высушить теплом своего тела три мокрые простыни, в которые заворачивается тело. Респы могут стоять на морозе от двенадцати часов до целых суток. Иногда на их телах выступает пот, настолько им становится жарко! Респа отказывается от теплой одежды и от согревания огнем, а некоторые из них проводят зимы в пещерах, среди снеговых гор, одеты только в легкую хлопковую ткань. Добиваются они таких результатов при помощи самогипноза, внушая себе ощущение огня или знойной долины с раскаленными солнцем скалами.

 

Hosted by uCoz